9 грандиозных строительных проектов СССР, которые так и не были реализованы

СССР был амбициозным государством, мечтавшим, а нередко — и оказывающимся «впереди планеты всей». Ученые и специалисты, которые высоко ценились на территории Союза, постоянно разрабатывали и создавали интересные проекты, которые по праву можно назвать грандиозными. Далеко не каждая страна имела возможности для их реализации. Но в СССР сложные проекты ценили, ведь они помогали поддерживать имидж передовой страны. Немало таких проектов было создано и в области архитектуры и строительства. Увы, не все они смогли увидеть свет. Для вас — 9 проектов, которые планировались, но не были окончательно реализованы в СССР.

№ 1 — Поворот рек в Сибири

Поворот сибирских рек мог бы облегчить сельское хозяйство в засушливых районах
Поворот сибирских рек мог бы облегчить сельское хозяйство в засушливых районах

На самом деле, вопреки мнению многих, никто по-настоящему реки поворачивать вспять не собирался. Проект предполагал «перенос» двух рек (Оби и Иртыша), расположенных на сибирской территории, в районы, имеющие засушливый климат. Это позволило бы оказать большую помощь сельскому хозяйству. В разработке этой идеи принимали участие около 160 организаций СССР на протяжении 20 лет. Проект был признан самым грандиозным в ХХ веке среди многих других.

Для реализации сначала планировалось построить канал длиной 2,5 км, глубиной 15 м и 300 м шириной. Это первый этап. На втором этапе собирались менять течение Иртыша в обратную сторону, на 180 градусов. Это планировалось сделать за счет насосных установок, водохранилищ и гидроузлов.

Но здравый смысл восторжествовал: академики СССР, понимавшие, чем грозит природе реализация этого проекта, умудрились убедить власть страны отказаться от идеи повернуть реки вспять.

Реки, где планировалось вести работы
Реки, где планировалось вести работы

№ 2 — Главный Туркменский канал

Канал Туркменский
Канал Туркменский

Еще один проект, который позволил бы спасти засушливые районы, но в Туркмении. Его реализация дала бы возможность увеличить площади посевов хлопка, а также организовать судоходство между Амударьей и Волгой. Длина запланированного канала — 1,2 км, глубина — 7 м, ширина — 100 м. Заодно создали бы и ирригационные каналы (около 10 тысяч км протяженностью в целом), 2000 единиц водоемов и сразу три ГЭС. Примерно 25% стока Амударьи хотели провести по высохшему руслу бывшей реки Узбоя.

Стройка началась в 1950 году. В ней участвовали и местные жители, и заключенные. Количество строителей в 1953 году достигло почти 7300 рабочих и 10 тысяч заключенных. Количество работающей на проекте техники измерялось тысячами единиц: например, самосвалов было около 5000. Огромное количество грузов, необходимых для реализации Туркменского канала, направлялось сюда со всего СССР.

К сожалению, строительство канала было остановлено после смерти Сталина. Инициатор прекращения работ — Берия. Затем определенные расчеты показали, что проект нерентабельный, и его вовсе закрыли. На момент полного окончания работ на строительство Туркменского канала уже было потрачено более 21 млрд рублей, в переводе на современные рубли — 2,73 трлн.

Туркменский канал на почтовой марке
Туркменский канал на почтовой марке

№ 3 — База «Звезда» на Луне

Каким представлялся проект «Звезда»
Каким представлялся проект «Звезда»

Именно советский человек первым отправился в космос, потому не удивительно, что ряд грандиозных проектов советских ученых и архитекторов планировалось не ограничивать масштабами Земли, а реализовать на других планетах и космических спутниках. Первая советская космическая база «Звезда» должна была появиться прямо на поверхности Луны. 

Это был бы беспилотный модуль, питаемый ядерным реактором. Внутри как в небольшом городке находились бы автоматизированные исследовательские аппараты. Они бы помогли детально изучить поверхность спутника Земли. А затем планировалось создать и жилые зоны прямо внутри главного беспилотного модуля. Постепенно, передвигаясь по поверхности Луны, удалось бы узнать все тайны спутника.

От реализации идеи отказались: слишком дорого. Проект требовал огромную сумму в размере 50 млрд рублей. Во время его разработки шла «холодная» война, и государство не могло быть настолько расточительным в тот период времени.

№ 4 — Дворец Советов

Дворец Советов в проекте
Дворец Советов в проекте

Проект был разработан в 30-е годы ХХ века, но до сих пор впечатляет своей грандиозностью. Дворец Советов обладает интересным внешним видом, но лишь на сохранившихся документах. Высота этого здания должна была составить 420 метров — 100 этажей. По планам Дворец должен был стать самым высоким в мире.

Интересно, что Дворец Советов даже начинали строить в 1937 году. Увы, проект так и не был реализован до конца. В 1941 году, в сентябре, стройка была остановлена из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Все строительные материалы для Дворца отправились на военные цели. После окончания ВОВ к дальнейшим работам было решено не возвращаться: слишком много ресурсов нужно было потратить на восстановление страны, и было не до недостроенных Дворцов.

Дворец Советов в газете
Дворец Советов в газете

№ 5 — Трансполярная магистраль

Трансполярная магистраль на карте
Трансполярная магистраль на карте

Еще один масштабный географический проект, который инициировал сам Сталин. По задумке при помощи этой магистрали можно было бы соединить Чукотку, побережье Охотского моря с Архангельском и Мурманском. Над проектом работала крупная организация ГУЛАГ с 1947 по 1953 годы. Сроки снова были кратчайшими, что плохо сказывалось на качестве работы по прокладке железной дороги. Работало тут около 80 тысяч человек.

Постепенно строительство этой магистрали признали убыточным, а проект свернули, так и не закончив его. Стоимость того, что уже реализовали, оценивалась в 1,8 млрд рублей того времени.

Трансполярная магистраль: современный вид
Трансполярная магистраль: современный вид

№ 6 — Терра-3

«Терра-3» в СССР
«Терра-3» в СССР

В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.

Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.

То, что осталось от «Терра-3»
То, что осталось от «Терра-3»

№ 7 — Башня Никитина — Травуша

Башня Никитина — Травуша
Башня Никитина — Травуша

Идею проекта придумали инженеры Никитин и Травуш в 60-е годы прошлого столетия. Башня представляла собой небоскреб, который стал бы самым высоким в мире: 4 км. Строение было бы жилым, и в нем смогли бы проживать 500 тысяч человек. В башне планировалось сделать 4 секции, каждая длиной в 1 км и диаметром 800 м в основании. Интересно, что возводить его собирались в Японии.

Проект активно разрабатывался до 1969 года, но затем его остановили из-за требования снизить высоту до 600 м. А после и вовсе передумали строить Никитинскую башню. Кстати, Никитин также сконструировал Останкинскую башню.

№ 8 — Сахалинский тоннель

То, что успели построить: Сахалинский тоннель
То, что успели построить: Сахалинский тоннель

Этот тоннель протяженностью 10 км начали строить в начале 50-х и планировали закончить работы в 1953 году, а в 1955 уже ввести в эксплуатацию. То есть в планах было завершить строительство тоннеля в очень сжатые сроки. В работах принимали участие около 27000 человек (заключенные и рабочие). Тоннель представлял собой переход от мыса Лазарева до мыса Погиби. Он бы позволил также соединить Транссибирскую магистраль с Японией. На мысе Лазарева успели прорыть ствол шахты и создать недалеко от берега небольшой искусственный остров. Строительство было прекращено из-за смерти Сталина. 

В 2018 году, кстати, рассматривали возведение аналога Сахалинского тоннеля — моста. Но окончательное решение в то время принято не было. Через год было все же решено построить мост между островом и материком.

Сахалинский тоннель: схема
Сахалинский тоннель: схема

№ 9 — Мост через Керченский пролив

Мост через Керченский пролив во времена СССР
Мост через Керченский пролив во времена СССР

Еще один проект, который не был полноценно реализован. Переправа через Керченский пролив была задумана еще при царе, Николае II. Но воплотить идею собирались уже в Советском Союзе. Удивительно, но изначально вел стройку Гитлер: по его инициативе и появилась первая переправа через пролив во время оккупации земель Крыма.

Когда эти территории были освобождены, Сталин решил построить мост длиной 4,5 км через пролив. Однако конструкция прожила всего год: ее повредил лед, пришедший из Азовского моря. Также выявилась масса ошибок в проектировании. Остатки моста разобрали, а стройку в то время так и не возобновили снова, хотя варианты переправы прорабатывались.

Сейчас существует Крымский мост, также называемый Керченским. Это транспортный переход через пролив, состоящий из автомобильного и железнодорожного мостов. Протяженность — 19 км. Это самый длинный мост из всех, когда-либо возведенных Россией. Таким образом идея все-таки была воплощена, но уже не в СССР.

Крымский мост: наши дни
Крымский мост: наши дни

Видео — 7 заброшенных мегапроектов СССР

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Оцените:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
3

Добавить комментарий