Байпас в системе отопления что это такое
     

Байпас в системе отопления что это такое

Любая система отопления, при условии, конечно, что она спроектирована, смонтирована и отлажена правильно, представляет собой весьма сложный «организм», в котором каждый «орган» выполняет определенную важную функцию. Частенько хозяева домов или квартир даже не задумываются о том, какая роль отводится тому или иному элементу системы: всё работает – да и ладно…

А между тем, владеть такой информацией никогда не будет лишним. Правильно говорят, что знание – вооружает, и человеку, имеющему представление о предназначении и важности любого из приборов или устройств системы, гораздо проще эксплуатировать ее, не доводя до аварийно-опасных ситуаций. Он точно знает, каких показателей можно ожидать от своего оборудования. И, в конце концов, у него намного меньше шансов стать «жертвой» для недобросовестных мастеров-сантехников (а иногда – и вообще полнейших проходимцев), готовых с деланно важным видом «слупить» нереальные деньги за совершенно пустяковую работу.

Байпас в системе отопления что это такое

Байпас в системе отопления что это такое

Вот, например, многие наверняка слышали мудреное название «байпас», но очень туманно представляют, что он из себя представляет и для чего нужен. А между тем, роль этого нехитрого, в принципе, элемента – сложно переоценить. Давайте и рассмотрим поближе байпас в системе отопления что это такое, и какая функциональность на него возлагается.

В чем заключается сам принцип байпаса

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики. Нередко на байпас ставятся управляющие устройства – от простых вентилей до автоматических приборов, изменяющих сечение прохода в зависимости от перемены внешних условий.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

Байпас, как элемент обвязки радиатора отопления

Для чего требуется байпас на радиаторе?

Чтобы понять смысл установленной перемычки на батарее, необходимо представить, как работает система отопления в многоэтажном доме. А она чаще всего организуется по однотрубному принципу – это и дешевле, и проще в исполнении.

Смысл в том, что радиаторы расположены последовательно на одной трубе. Коллекторы подачи и обратки обычно располагаются в подвальном помещении дома, где организуется теплопункт с элеваторным узлом. От коллектора подачи вверх поднимется стояк. Здесь возможны два варианта. В первом – стояк поднимается до высшей точки, а откуда теплоноситель опускается вниз по трубе, на которой и стоят все радиаторы, от верхнего до нижнего этажа (это называется стояк с верхней подачей). Применяется и несколько другая схема, с так называемой нижней подачей, когда уже на пути вверх теплоноситель начинает отдавать тепло на последовательно расположенных радиаторах, а затем – еще и на обратном пути. В любом случае, это кольцо замыкается на обратном коллекторе. Обе этих схемы наглядно показаны на иллюстрации ниже.

Схемы однотрубных разводок в многоэтажном доме: слева – с верхней подачей теплоносителя, справа – с нижней. Байпасов на радиаторах нет, и система чрезвычайно уязвима

Схемы однотрубных разводок в многоэтажном доме: слева – с верхней подачей теплоносителя, справа – с нижней. Байпасов на радиаторах нет, и система чрезвычайно уязвима

Не нужно, наверное, никаких особых познаний, чтобы в уме смоделировать ситуацию, которая случится в случае выхода из строя ЛЮБОГО из радиаторов в такой «цепочке». Отключение аварийного прибора немедленно прерывает весь контур, и он становится неработоспособным. А для снятия батареи еще и потребуется полностью сливать воду со всего стояка.

А проблема решается очень просто – каждый из установленных в подобном контуре радиаторов должен иметь перемычку между трубами подводки, неподалеку от точек врезки – тот самый байпас. Схема практически не меняется, но ее «живучесть» резко возрастает.

Если на радиаторах однотрубной системы отопления стоят байпасы, то демонтаж или даже просто отключение любого из приборов на работе остальных практически не сказывается 

Если на радиаторах однотрубной системы отопления стоят байпасы, то демонтаж или даже просто отключение любого из приборов на работе остальных практически не сказывается

Как правило, радиатор сейчас устанавливают с монтажом перед ними запорных кранов с накидными гайками. То есть батарею совсем несложно выключить, перекрыв оба крана, а затем демонтировать для ремонта, замены, профилактики и т.д. Поток теплоносителя не прервется, так как имеется «обходной путь», то есть байпас.

Но и это еще не все преимущества, которые дает байпас в разводке отопления многоквартирного дома. Центральные системы не отличаются быстротой реакции на изменения погодных условий, так что зачастую на улице оттепель, а батареи греют, как при сильном морозе. А сильная жара в помещениях зимой – это, согласитесь, тоже весьма некомфортно. Кроме того, наблюдается и характерное для однотрубных систем явление, кода в радиаторах в начале контура по ходу движения теплоносителя температура заметно выше, чем в расположенных ближе к концу. Одним словом, очень важна возможность самостоятельного регулирования уровня нагрева батарей, причем, желательно – по термостатическому принципу.

Наличие термостатического регулятора позволяет автоматически поддерживать в помещении заданную. Температуру. Но без байпаса и здесь не обойдешься

Наличие термостатического регулятора позволяет автоматически поддерживать в помещении заданную. Температуру. Но без байпаса и здесь не обойдешься

Это всё вполне выполнимо — есть возможность приобрести и самостоятельно установить относительно недорогие и весьма эффективные термоклапаны с термостатическими головками. Они устанавливаются на подаче теплоносителя в батарею и количественно регулируют горячий поток, проходящий через нее.

Путь к максимальному комфорту – поставьте на радиаторы термостатические регуляторы!

Компактные и простые в эксплуатации устройства способны поддерживать в комнате ту температуру, какую хозяева считают наиболее комфортной для себя. Как устроены терморегуляторы для радиаторов отопления, как их можно установить и настроить своими руками – читайте в специальной публикации нашего портала.

Но количественное регулирование температуры на одном радиаторе, то есть уменьшение количества проходящего через клапан теплоносителя, может сказаться на работе других, стоящих после него в однотрубной «цепочке». Причем, отразится это и на температуре, и на давлении в системе. А если таких регуляторов в контуре несколько? – к концу стояка возможен полный «раздрай» в параметрах системы! Вряд ли кому из соседей по подъезду такая ситуация придется по душе.

Но это, опять же, если не установлены байпасы. А с перемычками весь негатив уходит полностью. Избыточность давления, возникающая перед полуприкрытым термоклапаном, попросту сбрасывается через байпас, температура в трубе практически не меняется (даже, пожалуй, будет выше, чем без использования терморегуляторов). Да и самим приборам регулировки в таких условиях работать проще – меньше износ, так как не столь высоко воздействие повышенного давления на уплотнения клапанов.

Закономерный вывод – в однотрубной разводке многоэтажного дома байпас становится не желательным, а обязательным элементом обвязки радиаторов. И если по каким-то причинам его нет, то необходимо об этом позаботиться, чтобы устранить недостаток.

А если система в доме двухтрубная – нужен ли байпас?

Нет, вот в этом случае перемычка уже никакой роли играть не будет. Все радиаторы установлены независимо, и отключение любого из них, или установка на него регулирующего оборудования никаким образом не скажется на работоспособности остальных приборов системы.

При двухтрубной разводке байпас на радиаторе отопления может понадобиться только при использовании приборов качественной регулировки температуры – трехходовых термоклапанов, но это практикуется нечасто, так как неоправданно экономически

При двухтрубной разводке байпас на радиаторе отопления может понадобиться только при использовании приборов качественной регулировки температуры – трехходовых термоклапанов, но это практикуется нечасто, так как неоправданно экономически

Исключением можно считать в данном случае только байпас, который установлен для качественно регулировки температуры в радиаторе, с использованием трехходового крана, когда к поступающему потоку из трубы подачи подмешивается остывший теплоноситель из «обратки». Впрочем, подобная схема применяется нечасто, потому как для отдельно взятого радиатора вполне достаточно количественной регулировки с более дешевым обычным термоклапаном.

Итак, в двухтрубной разводке байпас не требуется, но следует убедиться, что у вас в квартире система именно двухтрубная. Дело в том, что иногда может ввести в заблуждение наличие двух стояков, проходящих вдоль стены. Здесь важно подметить принципиальную разницу.

Вроде бы, похоже, а на деле – это совершенно разные системы подключения радиаторов

Вроде бы, похоже, а на деле – это совершенно разные системы подключения радиаторов

Внимание на иллюстрацию. Справа показана действительно двухтрубная система – входы радиатора подключены к совершенно разным стоякам. Вот в такой ситуации в байпасе никакой нужды нет, то есть на картинке все показано правильно.

А вот на левом фрагменте тоже, казалось бы,  две трубы. Однако, радиатор отопления врезан в разрыв только одной из них, а вторая проходит «нетронутой». Она – всего лишь стояк для обеспечения верхней подачи теплоносителя, о схеме которой говорилось выше. А сама система так и остается однотрубной, и без байпаса – никак не обойтись.

Выше речь шла пока о квартирах в многоэтажках. А как быть владельцам собственных домов с автономной системой отопления?

Принцип тот же. Более дорогая (в плане расхода труб при ее монтаже) и «послушная» двухтрубная система байпаса не потребует. Но часто из соображений практичности применяются и однотрубные схемы – яркий пример тому популярная «ленинградка». Безусловно, никто владельцу дома не будет пенять на то, что он не установил на своих радиаторах байпас, но здравый смысл подсказывает, что это сделать все же стоит. Зачем усложнять себе жизнь, если есть возможность сделать каждый прибор теплообмена независимым, а его индивидуальные настройки – мало отражающимися на работе остальных батарей. Подобная мера сведет к минимуму еще одно негативное качество «однотрубки», когда в стоящих последовательно радиаторах постепенно снижается температура по мере их удаления от котла.

Кстати, в однотрубной системе отопления, применяемой для разводки по одному уровню (этажу), уже конструктивно заложена возможность наличия байпаса, так сказать, по умолчанию. В той же «ленинградке» его роль с успехом выполнит сама труба разводки.

Радиаторы врезаны по схеме «ленинградка». Чем не байпасы внизу, по линии трубы разводки?

Радиаторы врезаны по схеме «ленинградка». Чем не байпасы внизу, по линии трубы разводки?

Кстати, именно в этом случае байпас можно сделать и управляемым – об этом речь пойдет чуть ниже.

Что такое система отопления «ленинградка»?

Эта система завоевала широкую популярность своей относительной простотой монтажа и экономичностью в плане расхода материалов. Вместе с тем, она остается весьма эффективной в эксплуатации. Об устройстве системы отопления «ленинградка», о ее отладке и о возможностях модернизации – читай те в специальной публикации нашего портала.

Видео: Для чего необходим байпас на радиаторе отопления?

Как самостоятельно установить байпас на радиатор отопления?

Основные правила монтажа байпаса в обвязке батареи

В целях данной публикации не значится обучения читателя приемам сантехнического монтажа. Подавляющее большинство хозяев домов или квартир в той или иной степени сталкивалось с этими вопросами и наработало определенные навыки работы. Наверняка, у многих уже сложились свои излюбленные подходы к выполнению сантехнических монтажных операций – будь то пайка полипропиленовых труб, резьбовая сборка или сварка металлических изделий, использование соединительных фитингов, например, при работе с металлопластиком. Поэтому далее будут только описаны основные правила, которые должны соблюдаться при установке байпаса на радиатор отопления, приведены несколько наглядных примеров таких сборок.

Итак, установка байпаса на батарею отопления в многоквартирном доме должна подчиняться следующим правилам:

Простейшая схема установки байпаса в обвязке радиатора на вертикальном стояке отопления однотрубной системы многоэтажки

Простейшая схема установки байпаса в обвязке радиатора на вертикальном стояке отопления однотрубной системы многоэтажки

  • Полностью должно быть исключено наличие запорно-регулирующей арматуры на участке от стояка до самого байпаса. Таким образом сводится к нулю вероятность даже случайного перекрытия основного контура отопления.
  • Положение байпаса при обвязке радиатора, подключенного к вертикальному стояку, тоже имеет значение. Необходимо постараться расположить перемычку на максимальном удалении от магистральной трубы и, соответственно, как можно ближе к самой батарее. Понятно, что нередко при этом начинают оказывать свое влияние соображения эстетичности, но байпас вполне можно сделать малозаметным. Безусловно, при выборе конкретного места установки необходимо учесть еще и участки для монтажа шаровых кранов, отсекающих радиатор, или термостатических приборов, если планируется их использование. Но еще раз стоит подчеркнуть – все эти элементы могут ставиться только на участке между байпасом и батареей, но никак не перед ним!
  • Теперь о соотношении диаметров используемых для обвязки радиатора труб. В идеале оно должно соответствовать следующему «канону» (см схему выше):

— ДУ1 – это диаметр условного прохода трубы стояка отопления. Он остаётся неизменным вплоть до тройника, в который будет устанавливаться байпас.

— ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору, от тройника до самой батареи. По правилам он должен быть на один размер меньше стояка.

— ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и, соответственно, на два – трубы стояка.

Именно такие пропорции определяют корректную работу неуправляемого байпаса, то есть не требующего вмешательства пользователя. На тройнике поток циркулирующего теплоносителя будет разделен на главный, по направлению к радиатору (там он в дальнейшем может еще и регулироваться термостатическим клапаном), и обходной, через байпас. Если стоит термостатическое оборудование, то через байпас будет сброшен и излишек теплоносителя, тем самым не будет создаваться зон излишнего давления и разрежения.

Если же обвязывается радиатор при горизонтальной разводке труб (в той же «ленинградке»), то для корректной работы неуправляемого байпаса практикуются несколько иные соотношения.

Стандарт обвязки радиатора отопления при горизонтальной разводке однотрубной системы

Стандарт обвязки радиатора отопления при горизонтальной разводке однотрубной системы

В данном случае в роли байпаса выступает участок самой разводки, ограниченный тройниками, от которых идет подводка на радиатор. Это участок должен быть меньше магистрали на 1 размер, а трубы подводки – на два размера.

  • Следующий важнейший вопрос – необходим ли запорный или регулировочный кран на самом байпасе?

Следуя логике вещей, такой кран явно напрашивается, так как он вполне может быть использован в качестве регулятора потока через радиатор. Однако, не все так однозначно.

Для жильцов многоквартирных домов подобная мера расценивается как грубое несанкционированное вмешательство в работу системы отопления. Посудите сами – даже нечаянное перекрытие этих перемычек в отдельно взятых квартирах обязательно скажется в других, то есть общий баланс контура, обслуживающего стояк, будет нарушен. Могут возникнуть претензии к работе поставщика тепловой энергии, а уж специалисты этой организации, опытные в своем деле, разбираясь с жалобами, обязательно найдут виновника. Последствия такого разбирательства пусть каждый оценит самостоятельно, но конфликты с соседями – это самое малое, что может быть.

А вот установка термостатического регулятора при наличии нормального байпаса – это правильное решение, которое должно устроить всех.

Итак, вывод: наличие крана на байпасе в многоквартирном доме – должно быть совершенно исключено, так как нельзя допустить даже малейшей вероятности случайного разбалансирования стояка. Те фотографии, демонстрируемые в интернете, на которых байпас оснащен краном – это пример грубого нарушения правил.

Не поддавайтесь уговорам «опытных мастеров» – крана на байпасе в обвязке радиатора в многоэтажном доме быть не должно!

Не поддавайтесь уговорам «опытных мастеров» – крана на байпасе в обвязке радиатора в многоэтажном доме быть не должно!

Иное дело, если речь идет об однотрубной системе отопления собственного дома. Здесь хозяева вольны экспериментировать, как им угодно. И действительно, на байпасе в «ленинградке» нередко ставятся регулировочные краны, которые позволяют как настраивать работу конкретно взятого радиатора, так и балансировать систему или какой-то ее участок. В этом случае даже можно не придерживаться строго рекомендуемых перепадов диаметра труб. Но кран, безусловно, должен быть не шаровой (такие краны вообще не должны использоваться для настроек – их два нормальных положения: полностью открытое или закрытое). Практикуется установка игольчатых вентилей, которые позволяют провести настройку с очень высокой точностью. Можно поставить и регулировочный блок-кран – он удобнее с тех позиций, что после настройки постороннему (из числа домочадцев) не удастся даже случайно сбить выверенное положение.

Несколько примеров установки байпаса на радиатор отопления

Просто в качестве примеров – несколько наглядных схем, которые, возможно, помогут выбрать оптимальный вариант для самостоятельного исполнения. Если навыки монтажа есть – то собрать такой узел не должно составить особых проблем. Ну а для тех, не планирует заниматься этим самостоятельно – будет с чем сравнить работу приглашенного мастера.

Для начала возьмём байпасный узел радиатора, собранный из полипропиленовых деталей.

Обвязка радиатора с байпасом из полипропиленовых труб

Обвязка радиатора с байпасом из полипропиленовых труб

1 – труба контура отопления, то есть сам вертикальный стояк. Именно в его «разрыв» должен встать радиатор при однотрубной системе. На схеме показан изгиб труб под углом 90 градусов – именно в таком виде чаще всего и стоят эти стояки. Но вместо изгиба никто не мешает установить и отводы 90 градусов, с диаметром, равным диаметру стояка.

2 – резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую.

3 – участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса. Здесь обычно применяется ПП-труба с внешним диаметром 32 мм.

4 – тройники, которые разделят поток на трубу подводки и на байпас. Если следовать размерам, то на входе (со стороны стояка) тройник доложен быть рассчитан на трубу 32 мм, на выходе – 25 мм, и в направлении байпаса – 20 мм. Такой детали вряд ли найдется в продаже, поэтому лучше всего взять тройник 25-20-25 (а это очень ходовая деталь), а на входе вварить переходник с 32 на 25.

5 – участок подводки к радиатору, труба 25 мм. Как мы уже знаем, он не должен быть большим, а зачастую от него и вовсе отказываются – сразу после тройников монтируется запорная или регулировочная арматура.

6 – перемычка-байпас, труба 20 мм.

7 – фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые металлические.

В радиатор же (поз. 8) вкручиваются штуцеры для соединения их с накидными гайками-«американками» (поз. 9). Эти накидные гайки (вместе со штуцерами) обычно входят в комплект терморегуляторов (поз. 10) . Если планируется просто установка запорного крана, как в данном случае на выходе из батареи внизу (поз.11), то и его следует выбирать именно такого типа – оснащенный штуцером и накидной гайкой. Это упростит монтаж, сделает соединение радиатора разъемным.

Следующая схема – принцип неизменен, просто применяются металлопластиковые трубы и соответствующие соединительные фитинги.

Обвязка радиатора с установкой байпаса, выполненная из металлопластиковых труб

Обвязка радиатора с установкой байпаса, выполненная из металлопластиковых труб

Кстати, на иллюстрации показан именно тот случай, когда решено отказаться от участка подводки между тройником и радиатором – сразу следует переход на терморегулятор сверху и балансировочный кран снизу. В остальном же – никакого отличия, кроме особенностей технологии сборки узла и стоимости комплектующих (полипропилен – значительно дешевле).

Если планируется использовать только металлические трубы, то здесь возможны различные варианты. Иногда применяется сварка, но такой подход в последнее время теряет популярность, так как бывает вполне достаточно ассортимента представленных в продаже деталей с резьбовыми соединениями.

Комплект металлических деталей для обвязки радиатора с установкой байпаса. Хорошо видны размеры труб подводки и перемычки, запорные краны с накидными гайками

Комплект металлических деталей для обвязки радиатора с установкой байпаса. Хорошо видны размеры труб подводки и перемычки, запорные краны с накидными гайками

Обходятся и без тройников – в строительных магазинах можно приобрести готовый байпас, уже оснащённый резьбовыми участками для облегчения процесса монтажа на месте. Высота таких байпасов соответствует стандартным значениям межосевых расстояний радиаторов.

Имеется возможность приобрести готовый сваренный окрашенный байпас с участками трубы подводки, на которых нарезана резьба для дальнейшего монтажа.

Имеется возможность приобрести готовый сваренный окрашенный байпас с участками трубы подводки, на которых нарезана резьба для дальнейшего монтажа.

Нее обойдены вниманием и те владельцы жилья, которые предпочитают, по возможности, скрыть трубы подводки к радиатору и организовать нижнее подключение батарей. Специально для этих целей выпускаются сборки, которые совмещают в себе и узел нижнего подключения, и обязательный байпас.

Такое изделие совмещает сразу узел скрытой нижней подводки, байпас, терморегулятор и балансировочный клапан.

Такое изделие совмещает сразу узел скрытой нижней подводки, байпас, терморегулятор и балансировочный клапан.

Очень часто приходится решать по месту. Например, на следующей иллюстрации показано, как организован байпас при близком расположении труб подводки, которое осталось от ранее установленных в квартирах радиаторов.

Байпас может быть и вот таким – его высота нигде не оговаривается.

Байпас может быть и вот таким – его высота нигде не оговаривается.

Если с диаметром и расположением байпаса все же следует придерживаться определенных правил, то про высоту этой перемычки не сказано нигде ни слова. То есть это – вполне приемлемое и работоспособное решение.

Но, конечно, не стоит впадать и в крайности. Трудно понять, чем руководствовался мастер, выполнивший «шедевр», показанный на иллюстрации ниже.

Иногда в интернете натыкаешься и на вот такие «натюрморты»...

Иногда в интернете натыкаешься и на вот такие «натюрморты»…

Да, такая обвязка будет работать, а «специалист», видимо, весьма далек от вопросов эстетичности выполненных им работ. Но куда смотрели хозяева квартиры?! Или это так специально ими задумано?

Кратко – о других случаях применения байпаса в системах отопления

Байпас, как элемент обвязки циркуляционного насоса

Еще не столь давно автономные системы отопления в частных домах преимущественно создавались по принципу естественной циркуляции теплоносителя по контурам. Это было вызвано, в большей мере, большим дефицитом на насосное оборудование и высокой стоимостью таких насосов. А настоящее время ситуация кардинально изменилась, и многие хозяева переделывают даже свои старые системы пол принудительную циркуляцию, благо – это совсем не сложно.

Использование циркуляционного насоса дает массу разноплановых преимуществ, но имеется и один весьма существенный недостаток – это энергозависимость. В тех населенных пунктах, где перебои с подачей электроэнергии случаются довольно часто, приходится принимать определённые меры, чтобы в случае длительного отсутствия напряжения не остаться вообще без отопления.

А меры эти кроются в особенностях рекомендуемой обвязки циркуляционного насоса. А именно – конструкция насосного узла должна предусматривать два режима работы, с принудительной и естественной циркуляцией.

Видна разница в исполнении – но она не принципиальна. Главное в том, что предусмотрены два пути прохождения теплоносителя

Видна разница в исполнении – но она не принципиальна. Главное в том, что предусмотрены два пути прохождения теплоносителя

По исполнению насосный узел может несколько отличаться – его можно собрать самостоятельно или приобрести уже в готовом виде. Главное же – в его сути. Для естественной циркуляции предусмотрен прямой проход жидкости через трубу (обычно узел ставиться на обратке в районе котла, но это необязательное требование). При работе же насоса теплоноситель проходит именно через него, а прямой путь перекрывается. Все просто до невозможности!

Смена направления течения теплоносителя может проводиться в ручном режиме – тогда на прямом участке трубы устанавливается запорный шаровой кран. Вместо такого крана, может стоять и автоматический клапан – он сам будет срабатывать на отсутствие принудительного потока через байпас, открывая основной проход. Есть схемы и с так называемым инжектором, правда, широкого применения они не снискали.

Ну а насос на байпасе также с обеих сторон окружен кранами – они необходимы для свободного демонтажа прибора, если в этом возникнет необходимость. При перекрытых кранах насос можно снять, не прибегая в опорожнению всего контура системы.

Для чего нужен и как правильно выбрать и установить циркуляционный насос?

Система отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя выгоднее по всем параметрам – она экономичнее, легче в управлении и проще в точной настройке. Как устроен циркуляционный насос для системы отопления, с какими критериями подойти его выбору, сложно ли установить его самостоятельно – читайте в специальной публикации нашего портала.

Байпас, как элемент смесительного узла водяного «теплого пола»

Стремительно завоёвывающие популярность среди домовладельцев водяные «теплые полы» требуют особого температурного режима. А это означает, что необходим специальный узел, где теплоноситель будет доводиться до «кондиции», то есть до уровня нагрева, допустимого в контурах, проложенных в толще пола. Элементом такого узла всегда является байпас – перемычка, которая служит для обеспечения подмеса остывшего теплоносителя из трубы обратки в поток из магистрали подачи.

Как правило, байпас в таких схемах завязан с трёхходовым краном или термостатическим регулятором. Именно этот прибор «руководит» количеством остывшего теплоносителя из обратки, которое через байпас подается в смесительный узел.

Байпас, соединенный с трехходовым термостатическим регулятором

Байпас, соединенный с трехходовым термостатическим регулятором

Пояснение дано, конечно, несколько упрощенно, но это потому, что на страницах нашего портала изготовлению смесительного узла для системы подогрева полов уделено отдельное внимание.

Можно ли собрать смесительный узел для «теплого пола» самостоятельно?

Да, и это не настолько сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Если вы решили собрать смесительный узел для «теплого пола» своими руками – то вам по этой ссылке к соответствующей статье-инструкции.

Перемычка-байпас может стоять и на коллекторе «теплого пола» или разводки по контурам радиаторов отопления – она зачастую соединяет «гребенки» подлеющего и обратного коллекторов. Здесь у байпаса уже несколько иная роль.

Байпас с балансировочным клапаном между «гребенками» коллектора позволяет точно настроить необходимый уровень давления в них, не допуская скачков, гидроударов, зон разрежения и т.п.

Байпас с балансировочным клапаном между «гребенками» коллектора позволяет точно настроить необходимый уровень давления в них, не допуская скачков, гидроударов, зон разрежения и т.п.

Дело в том, что насос создает общее давление в коллекторе, и его приходится подстраивать для каждого контура отдельно, в зависимости от его особенностей: диаметра, протяжённости и т.п. – для этого предусмотрены специальные балансировочные клапаны. В ходе работы автоматика контуров может прикрывать или даже полностью запирать временно некоторые из них. Но чтобы эти перепады не сказывались на работе насоса, чтобы не создавалось ненужных областей повышенного давления или, наоборот, разрежения, чтобы не допустить даже вероятности гидравлического удара, необходимо устройство, которое нивелирует все подобные перепады. Эту функцию и берет на себя байпас между подающим и обратным коллектором.

Байпас, как элемент обвязки котла отопления

Еще один случай применение байпаса в системе отопления – это создание так называемого «малого контура котла».

Сразу отметим, что такой контур нужен далеко не всегда – он больше характерен для котлов, работающих на твердом топливе, так как именно в них температуры, создаваемые в камере сгорания, труднее всего поддаются регулированию. А особенно это важно в том случае, если котел оснащен чугунным теплообменником.

Почему? Температуры сгорания древесины – в несколько раз выше, чем природного газа, а кроме того, процесс сопровождается очень большим выбросом продуктов сгорания со сложной химической структурой, которые осаждаются в виде сажи.

Самый «опасный» период работы котла – это время его прогрева. За счет очень высокой разницы температур, характерной для твёрдого топлива, на теплообменнике и в дымоходной системе выпадает большое количество конденсата, к которому сажа липнет, как на клей. Но это еще – не самое страшное.

Представьте, что необходимо прогреть большой объем теплоносителя для всей системы отопления. Это займет немало времени, и в течение этого срока теплообменник котла будет испытывать колоссальные напряжения, так как в его нижнюю часть поступает холодная жидкость, а в верхней части температур уже совсем другого порядка! Внутренние напряжения стенок на этом цикле достигают максимума, а чугун, как известно, не обладает должной пластичностью, и от таких «тепловых ударов» может дать трещину. Не сильно полезны подобные разницы температур и для стального теплообменника -= это прямой путь к ускорению коррозионных процессов.

Одним словом, чтобы максимально увеличить долговечность оборудования и поднять уровень безопасности его эксплуатации, необходимо свести к минимуму этот сам цикл прогрева, когда разница между температурой в «обратке» и на выходе из котла достигает наибольших величин. Для этого и создается с помощью перемычки-байпаса малый контур котла.

Байпас в обвязке твердотопливного котла образовал «малый круг циркуляции»

Байпас в обвязке твердотопливного котла образовал «малый круг циркуляции»

Обратите внимание на приведенную иллюстрацию. Между магистралью подачи, выходящей из твёрдотопливного котла, и трубой «обратки» установлена перемычка (она обведена белым эллипсом). В нижней её части вместо тройника устанавливается термостатический прибор – это может быть трёхходовой кран, настроенный на определенную температуру срабатывания (например, 60 градусов).

Один из вариантов трехходовых кранов для байпаса на обвязке котла

Один из вариантов трехходовых кранов для байпаса на обвязке котла

При запуске котла, пока температура в «обратке» низкая, трёхходовой кран полностью перекрывает выход в общий контур системы, то есть циркуляция теплоносителя происходит только по малому системы, через байпас. Естественно, столь незначительный объем прогревается быстро, и теплообменник котла не будет долго испытывать того негатива, о котором сказано выше.

При достижении в малом контуре нужной температуры, трёхходовой кран начинает приоткрывать вход из трубы «обратки», то есть в циркуляцию постепенно вовлекается теплоноситель из общего контура отопления. И так будет продолжаться до тех пор, пока котел очень плавно не выйдет на заданную мощность нагрева. В течение всего цикла прогрева в теплообменник котла поступает жидкость примерно одинаковой температуры, да и вся система отопления запускается ровно и плавно, без совершенно не нужных скачков.

* * * * * * *

Итак, были рассмотрены основные случаи применения перемычек-байпасов в системах отопления. Если читатель убедился в важности этого элемента, получил представление о принципе его функционирования, то автор считает, что написанием этой публикации он достиг поставленной цели.

Рекомендуемые статьи по теме
 

Комментарии:

Задайте вопрос здесь или на нашем форуме

Присоединяйтесь к нашему сообществу

И получите ещё больше идей и лайфхаков по ремонту, дизайну и строительству из наших социальных сетей


Уже 400 000 участников с нами, присоединяйтесь и вы!

Подписывайтесь на нас Вконтакте

Пошаговые фотоотчеты по ремонту и строительству